Кризис пенсионной системы

Нынешнее состояние пенсионного обеспечения в Российской Федерации представляет собой одну из острейших социально-экономических проблем. Необходимость реформирования власти обосновывают тем, что пенсионная система, базирующаяся на солидарно-распределительных принципах финансирования пенсий, в условиях рыночной экономики якобы неэффективна.

Кому мешает солидарная система?

Считать, что солидарно-распределительные принципы якобы являются одной из причин кризиса пенсионной системы России, вряд ли теоретически правомерно. Мировой опыт свидетельствует, что пенсионные системы, опирающиеся на солидарно-распределительные принципы, отнюдь себя не исчерпали. Они до сих пор функционируют в Великобритании, Канаде, Германии, Франции, Италии и других странах. Одновременно используются в этих странах и накопительные механизмы финансирования пенсий при активном участии в этом процессе государства. Распределительная функция бюджета, в том числе бюджета Пенсионного фонда, является лишь формой перераспределения валового внутреннего продукта в целях защиты трудящихся в старости, в случае инвалидности и при потере кормильца.

Прежде чем перераспределять денежные доходы между определенными слоями общества, экономическая система должна гарантировать объем финансовых ресурсов, необходимый для полного обеспечения всех функций государства, в том числе и пенсионного обеспечения. Если же экономическая система страны не обеспечивает необходимых финансовых ресурсов, то распределительные принципы, которые авторы пенсионной реформы считают одной из причин кризиса пенсионного обеспечения, здесь совершенно ни при чем.

Пенсионное обеспечение многих зарубежных стран и сегодня включает в себя "несвойственные" для пенсионной системы функции. Так, в США пенсионеры имеют льготы: бесплатную медицинскую помощь, бесплатные лекарства, платят низкую квартплату. В Испании все пенсионеры имеют льготные проездные на городском транспорте, а в некоторых провинциях вообще ездят бесплатно.

Необходимость коренного реформирования пенсионной системы РФ обосновывают и резким изменением демографической ситуации в стране. Действительно, динамика демографических показателей отражает устойчивое сокращение численности населения при росте числа пенсионеров и снижении числа занятых в экономике. Соотношение занятых в экономике пенсионеров к концу 2004 года составило 1,73:1, тогда как в государствах со стабильной экономикой это соотношение составляет 2,2-2,4:1. И эта тенденция, к сожалению, усугубляется.

Арифметика лавочников

Если в экономике страны не произойдет кардинальных изменений, то к 2030 году число работающего населения сравняется с числом пенсионеров, а численность населения к 2050 году в России будет составлять от 80 до 100 миллионов человек. Снижение числа работающих, осуществляющих платежи в пенсионную систему, в перспективе может привести к неплатежеспособности Пенсионного фонда РФ. В скрытом виде это наблюдалось во все годы реформ: происходило неуклонное снижение соотношения минимального размера пенсии по старости (вместе с компенсационной выплатой) к прожиточному минимуму пенсионера. За 1994-2004 годы это соотношение снизилось с 79 до 40%.

В 2004 году, когда после снижения ставки единого социального налога (ЕСН) в бюджете Пенсионного фонда образовалась "дыра" в 170 млрд. рублей, председатель правления Пенсионного фонда России Г. Батанов сообщил, что этот дефицит будет нарастать и выход из создавшегося положения, по его мнению, только один - повышение пенсионного возраста до 65 лет у мужчин и 60 лет у женщин. Логика чисто арифметическая - "размазать" сокращающиеся объемы финансовых ресурсов Пенсионного фонда между сократившимся таким способом числом пенсионеров, создав на определенный период видимость благополучия в пенсионном обеспечении страны. Предложение Г. Батанова по увеличению возраста выхода на пенсию весьма "своевременно", если учесть, что, по данным Росстата, в 2005 году ожидаемая продолжительность жизни российских мужчин составляет 59,3 года.

С теоретической точки зрения - это логика, весьма далекая от экономической сущности рассматриваемых процессов. Ни распределительные принципы пенсионного обеспечения, ни сложная демографическая ситуация в стране, ни возраст выхода на пенсию не являются основной причиной кризиса пенсионной системы.

"Страна тем богаче..."

К. Маркс, анализируя теории А. Смита, Д. Риккардо и других экономистов о производительном и непроизводительном труде, формулирует общий закон: "Страна тем богаче, чем меньше ее производительное население по отношению к совокупному продукту... Страна тем богаче, чем меньше, при одном и том же количестве продуктов, производительное население по отношению к непроизводительному. Ведь относительная малочисленность производительного населения была бы только другим выражением относительной высоты производительности труда".

К. Маркс подчеркивает здесь прямую зависимость между увеличением богатства общества, уровнем производительности общественного труда в экономике, в материальном производстве и уровнем развития социальной сферы: науки и образования, здравоохранения и пенсионного обеспечения. Чем больше материальных благ экономика доставляет обществу, чем выше производительность труда в материальном производстве, тем больше занятые в экономике способствуют развитию непроизводственных отраслей, могут содержать непроизводительных работников.

К сожалению, с начала 90-х годов органы государственной статистики перестали рассчитывать и публиковать данные о производительности труда. Поэтому рассмотрим динамику (в сопоставимых величинах) одного из ключевых показателей экономического могущества - объема валового внутреннего продукта (ВВП).

Как видно из приведенных данных, начиная с 1990 года общие потери ВВП при "реформировании" российской экономики составили 2671 млрд. рублей (4,6 годового ВВП 1989 года). Подобное "реформирование", естественно, не могло не отразиться на пенсионном обеспечении.

Вместе с падением ВВП произошло деформирование трудовых отношений. В период перевода экономики страны на рыночные рельсы единственный товар, который до сих пор не приобрел товарную форму,- это рабочая сила. Анализ выявляет устойчивую тенденцию занижения ее стоимости. Заработная плата по существу не выполняет свою основную функцию - воспроизводство рабочей силы. Произошло снижение доли заработной платы в общей структуре доходов населения (в 2005 году - 25%), а значит, и сужение финансовой базы формирования бюджета Пенсионного фонда. Ситуацию усугубляет формирование "теневой" части фонда оплаты труда, с которой страховые взносы не платятся.

Снижение ВВП и деформирование трудовых отношений самым непосредственным образом отразились на уровне реального пенсионного обеспечения. Динамика этих показателей отражена на рис. 1. Вместе с падением ВВП резко упало реальное пенсионное обеспечение, достигнув своего наименьшего значения в 1998-1999 годах - 27-28% от уровня 1991 года. Отсюда следует, что без вывода экономики России на траекторию экономического роста проблема пенсионного обеспечения решена быть не может.

Есть еще один показатель - удельный вес пенсионного обеспечения в объеме ВВП. Доходы Пенсионного фонда РФ с 2002 года имеют устойчивую тенденцию к падению: 2003 год -6,3%, в 2004 и 2005 годах - 6,1% от объема ВВП.

В то же время пенсионное обеспечение в странах, использующих солидарно-распределительные принципы пенсионного обеспечения, составляет: в Великобритании - 9,5%, в Германии - 10,8, во Франции - 11,8, в Австрии - 14,8% от объёма ВВП. То есть и этот сжавшийся в размерах ВВП распределяется в России несправедливо.

Приключения ЕСН

Основным источником доходов Пенсионного фонда является введенный в действие с 1 января 2001 года единый социальный налог (ЕСН). Он заменил действовавшие ранее страховые отчисления в Пенсионный фонд.

Как видно из таблицы 2, если в 2001 году суммы ЕСН, поступающие на выплату базовой части трудовой пенсии, составляли в доходе бюджета Пенсионного фонда РФ 70%, то в 2002 году они составили уже 40%, а в 2006 году они снизятся до 30%. Более того, в 2000 году (до введения ЕСН) поступления страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда составляли 118% объёма государственных пенсий и пособий. Начиная же с 2001 года они не превышали 50%. Оставшуюся часть пришлось почти полностью покрывать за счет средств федерального бюджета.

Серьезный удар по пенсионной системе нанесло снижение с 1 января 2005 года ставки ЕСН с 35,6 до 26%. Поступления ЕСН в 2006 году предусматриваются в объёме 302,1 млрд. руб. На финансирование расходов по выплате базовой части трудовой пенсии требуется 486,0 млрд. руб. Если экономика страны будет развиваться в рамках действующей концепции и действительно к этому сроку произойдет двукратное повышение пенсии, то дефицит Пенсионного фонда в 2008 году превысит 500 млрд. рублей.

Банкротство Пенсионного фонда

Введение ЕСН нарушило автономность бюджета Пенсионного фонда РФ. Он из государственного внебюджетного фонда превратился в бюджетный, теряя свою страховую направленность. Финансирование пенсий за счет бюджетных трансфертов - это отступление от основополагающих принципов, ради реализации которых в России была начата реформа пенсионного обеспечения в 1990 году. Введение ЕСН привело к финансовой нестабильности бюджета Пенсионного фонда.

Обещание, что при введении ЕСН простое налоговое администрирование позволит вывести из "тени" значительную часть "серой зарплаты", не оправдалось. По данным Росстата, удельный вес скрытого фонда оплаты труда в общем его объеме за последние пять лет колеблется в пределах 21-25%. Не оправдало себя и снижение тарифов страховых взносов: никакого повышения заработной платы работников не произошло. Между тем, например, в Швеции даже при начислениях на оплату труда более 35% "теневые" выплаты практически отсутствуют.

По нашим расчетам, если экономика будет продолжать развиваться в либерал-капиталистическом направлении со среднегодовым приростом в 5%, то система обязательного пенсионного страхования к 2015 году достигнет дефицита почти 1,5 трлн. рублей, или 3% ВВП.

Не оправдала себя и накопительная часть трудовой пенсии. Государство не смогло найти эффективное применение инвестиционным ресурсам Пенсионного фонда. Практически все они инвестируются в государственные ценные бумаги. Низкая доходность госбумаг, которая сегодня значительно ниже инфляции, приводит к снижению пенсионных накоплений в реальном выражении. В 2004 году прирост средств пенсионных накоплений в доверительном управлении в целом составил 3,1%, а инфляция - 11,7%. Это будет продолжаться и в перспективе, пока ресурсы стабилизационного фонда в объёме почти 2 трлн. рублей будут довлеть над экономикой и не найдут своего инвестиционного применения. Пройдет некоторое время, и плательщики пенсионных "накоплений" почувствуют, как тают их накопительные взносы, сжираемые инфляцией. 

Пирамида пенсионной системы Российской Федерации близка к развалу. Стране необходимы новый социально-экономический курс, формирование эффективного, подлинно социального государства, обеспечивающего, как это зафиксировано в статье 7 Конституции, достойную жизнь и свободное развитие человека. Главным условием роста экономики России и, как следствие, социального благополучия ее граждан являются восстановление и наиболее полное использование научно-производственного потенциала, перевод промышленности с сырьевой направленности на разработку и производство продукции высоких технологий, осуществление масштабного инвестирования в наиболее перспективные отрасли, отказ от профицитного бюджета, накопление государством неиспользуемых средств.

Юрий ВОРОНИН.

Доктор экономических наук, профессор.

Правда №98 8-11 сентября 2006 года